Хронотоп культурной памяти Донбасса на примере книги Андрея Чернова «Донбасский код».

Авторы

  • Нина Сергеевна Ищенко Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, 91015. ЛНР, Луганск, Красная площадь, 7, https://orcid.org/0000-0001-8616-7087

Ключевые слова:

Андрей Чернов, Донбасс, Россия, культурное пространство, культурная память, культурная тема, культурный объект, хронотоп

Аннотация

Статья посвящена выявлению общих объектов культурной памяти России и Донбасса на материале книги луганского писателя Андрея Чернова «Донбасский код» (2019). Книга современного краеведа, писателя из Луганска состоит из очерков по истории Донбасса. Тематический анализ очерков позволяет разбить их на четыре группы: события, персоналии, культурные явления, символы. Культурологический анализ хронотопа очерков в каждой группе показывает, что культурное пространство Донбасса как оно представлено в книге Андрея Чернова, представляет собой период XVIII – XXI веков на территории Подонцовья, где сформировалась особая идентичность региона на основе культурных тем защиты рубежей России от завоевателей и участия в установлении советской власти в ХХ веке. Культурное пространство России гораздо шире и богаче, однако в него включены и указанные элементы. В статье показано, что Донбасс представляет собой культурную единицу, сформированную в рамках русского культурного пространства. Специфика культурного пространства Донбасса объясняется его географическим положением на границе различных культурных универсумов и многовековой функцией рубежа русского мира, которую выполнял этот регион от древних времен до настоящего времени.

Биография автора

Нина Сергеевна Ищенко, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, 91015. ЛНР, Луганск, Красная площадь, 7,

Ищенко Нина Сергеевна, доцент кафедры музыкального искусства эстрады, кандидат философских наук,

ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского», 91015. ЛНР, Луганск, Красная площадь, 7, тел.: (0642) 59-02-62, ilgaki@mail.ru,

SPIN-код автора: 9573-5265, ORCID ID 0000-0001-8616-7087

e-mail: niofterna@gmail.com

 

Библиографические ссылки

Донбасс и Крым: цена возвращения : монография / под общ. ред. В. П. Горбулина, А. С. Власюка, Э. М. Либановой, А. Н. Ляшенко. Сокр. пер. с украинского. К. : НИСИ, 2015. 224 с.

Ре-візія історії. Російська історична пропаганда та Україна. Київ : К.І.С., 2019. 99 с.

Чернов А. А. Донбасский код: статьи и очерки. Луганск: Пресс-экспресс, 2019. 186 с.

Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи в 3 т. Таллин: Александра, 1992. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. С. 200–202.

Цукерман В. С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искус-ств. 2009. № 2(18). С. 49–55.

Орлова Э. А. Понятийный аппарат культурной антропологии // Cоциокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / под ред. Ю. М. Резника. М.: Академический Проект; Культура; Ки-ров: Константа, 2012. С. 362–384.

Теория культуры: Учебное пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. 592 с: ил.

Храпов С. А. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России: автореф. дис. … доктора филос. наук : 09.00.11. Москва, 2011. 39 с.

Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города : автореферат ... канд. филос. наук : 09.00.11. Саратов, 2009. 18 с.

Амелина Е. М. Общественный идеал в России и его основные черты // Соловьёвские исследования. Выпуск 4(36). 2012. С. 22 – 37.

Позднякова-Кирбятьева Э. Г. Виды и элементы социальной памяти // Вест-ник ЮРГТУ (НПИ). 2013. № 2. С. 214 – 218.

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе (Очерки по исторической поэтике) // Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 11–193.

Загрузки

Опубликован

2020-08-29

Выпуск

Раздел

Культурология