Приёмы усиления визуальной аттрактивности археологических материалов на экспозиции краеведческого музея
Ключевые слова:
краеведческий музей, археологические материалы, визуальная аттрактивность, экспозиционное проектированиеАннотация
Археологические материалы широко представлены в собраниях музеев различного профиля. Краеведческие музеи России могут похвастаться богатейшими археологическими коллекциями. Данная категория памятников является одной из самых сложных для экспонирования. Извлеченные из земли, часто фрагментированные и однотипные предметы являются бесценными свидетельствами прошлого, но малопривлекательны и малопонятны для неподготовленного музейного зрителя. По этой причине посетители часто проходят через залы, посвященные археологии, не останавливаясь. Перед музейными профессионалами стоит задача изменить сложившуюся ситуацию, однако это сопряжено с рядом трудностей. В данной работе рассмотрены проблемы экспонирования археологических коллекций в залах краеведческих музеев. Перечислены основные методы показа указанной категории памятников. Обоснована необходимость повышения зрительной привлекательности археологических объектов в музейном пространстве. Проведен анализ экспозиционных приёмов, позволяющих сфокусировать внимание посетителя на сложном для восприятия археологическом материале. На примере витрин краеведческих музеев России сделан вывод об эффективности рассмотренных приёмов и необходимости дальнейшей модернизации музейного пространства. Теоретическая разработка и практическое внедрение успешных экспозиционных приемов будут способствовать привлечению внимания посетителей к обширным археологическим собраниям, демифологизации науки и росту исторической грамотности населения.
Библиографические ссылки
Андреев В.М. Интерпретативность археологического наследия и его му-зейная презентация // Фундаментальные исследования. № 11 (часть 1). М.: издательский дом Академия естествознания, 2014. С. 195-200.
Жукова А.В. Возможности применения социоархеологического подхода в музейной экспозиции // Современные концепции первобытной истории: Проблемы интерпретации памятников археологии в экспозициях истори-ческих, краеведческих и археологических музеев. Вып. 113. Москва: Изд-во Труды ГИМ, 2000. С. 46 – 49.
Именнова Л.С. Специфика источников визуальной информации и реали-зация их потенциала в музеях образовательных организаций // Роль изоб-разительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / ред. Воронцова Е.А. М.: Институт научной ин-формации по общественным наукам РАН, 2019. С. 847 – 861.
Каменский С.Ю. Археологическое наследие: на пути к оживлению про-шлого // Омский научный вестник. № 2 (66). Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2008. С. 176–180.
Панасенко С.В., Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Иммерсивный под-ход в театральном и музейном маркетинге // Практический маркетинг. М., 2017. №10. C. 3–6.
Проектирование музейных экспозиций и выставок: история – теория – практика: учебно-методич. пособие / ред. Мастеница Е. Н. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2020. 184 с.
Ютина Т.К. Археологические коллекции музеев и университетов: воз-можности популяризации историко-культурного наследия // Археология евразийских степей: материалы Всероссийского научно-практического семинара “Арехолог и музей: диалог о вечном”. Казань, 2019. С. 48-56.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.