Формирование и развитие образования в Рязанской губернии(последняя четверть XVIII – первая половина ХIХ вв.)

Валерий Николаевич Минат

Аннотация


В статье рассматривается процесс формирования и развития образования в Рязанской губернии на начальном этапе становления институтов региональной образовательной системы, представленной в рамках пространственно-временного континуума сетью учебных заведений различных уровней. Указанный процесс представляет собой актуальную научно-краеведческую проблему познания исторического прошлого своей местности, неразрывно связанного с реалиями современности и выступает целью настоящей работы. Научная новизна работы состоит в исследовании формирования и развития различных учебных заведений Рязанской губернии в наименее исследованный промежуток времени – последняя четверть XVIII – первая половина ХIХ вв., характеризующийся зарождением региональных систем образования в Российской империи.

Статья опирается на принципы конкретно-исторического подхода, позволяющих дать характеристику общественных образовательных институтов (гимназии, народных училищ), составляющих материальную основу учебного процесса. Особое внимание уделяется использованию архивного краеведческого материала, теоретического наследия историков и краеведов, посвященного вопросам становления и развития образования в Рязанском крае в последней четверти XVIII – первой половине ХIХ вв., с применением литературного и статистического методов исследования. На основе краеведческого анализа материала выявлены институциональные и структурные особенности формирования сети учебных заведений на территории Рязанской губернии в исследуемый период времени. Показаны начальные успехи и трудности становления образования Рязанского края как единой открытой системы, обеспечивающей культурное развитие региона в конкретном историческом периоде времени и на перспективу. Полученные результаты позволили обосновать общие тенденции развития системы образования в Рязанской губернии в последней четверти XVIII – первой половине ХIХ вв., сформировавшиеся под воздействием как объективных, так и субъективных факторов общественно-исторического процесса. Указанные тенденции отражают пространственно-временной характер становления и первоначального развития двухуровневой системы образования в Рязанской губернии, отличающийся положительной количественной динамикой создания как самих учебных заведений, так и контингента обучающихся


Ключевые слова


Рязанская губерния, методы краеведческого исследования, двухуровневая система образования, сеть учебных заведений, формы образовательных учреждений, гимназия, народное училище

Полный текст:

PDF

Литература


Агарев А.Ф., Курышкин В.П. Рязанская история в событиях и лицах. – Рязань: Русское слово, 2012. – 304 с.

Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской губернии. – М., 1822. – 218 с.

Города и районы Рязанской области. Историко-краеведческие очерки / сост. С.Д. Цуканова. – Рязань: Моск. рабочий; ряз. отд., 1990. – 608 с.

Евсин И.В. Рязанские благотворители. Гаврила Рюмин. – Рязань: Газета «Бла-говест», «Зерна-Слово», 2013. – 64 с.

Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в ХVIII – первой по-ловине ХIХ в. – М., 1877. – 196 с.

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ге-нерального штаба. – СПб.: Глав. упр. Ген. штаба, 1859-1865. – Т. 19: Рязанская губерния / сост. М. Баранович. – СПб.: Тип. Т-ва «Обществ. Польза», 1860. – IV, IV, 551 с.

Попов И.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV – ХХ вв.). – Рязань: Ряз. отд. Рос. фонда культуры, 1994. – 238 с.

Попов И.П., Степанова Е.С., Тарабрин Е.Г., Фулин Ю.В. Два века рязанской ис-тории (ХVIII в. – март 1917 г.). – Рязань: Ряз. отд. Сов. фонда культуры, 1991. – 220 с.

Проходцев И.И. Рязанская губерния в 1812 г., преимущественно с бытовой стороны. В 2-х ч. – Ч. I. – Рязань, 1913. – 323 с.

Проходцев И.И. Рязанская губерния в 1812 г., преимущественно с бытовой стороны. В 2-х ч. – Ч. II – Рязань, 1915. – 320 с.

Пчела И.В. Сельская школа в природном и культурном ландшафте Дальнего Востока на рубеже XIX-XX вв. // Культурный ландшафт регионов, 2020. – Т. 2. – № 1. – С. 63-76. http://dialog-ru.ru/index.php/KLR/article/view/108/95

Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в ХIХ – начале ХХ века. Исторические записки. Т. 37. – М.: Госстатиздат, 1951. – 376 с.

Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811–1913). Статистические очерки. – М.: Госстатиздат, 1956. – 352 с.

Рязанская энциклопедия / гл. ред. В.Н. Федоткин. – Т. 1: А – М. – Рязань: Пресса, 1999. – 671 с.

Рязанская энциклопедия / гл. ред. В.Н. Федоткин. – Т. 2: Н – Я. – Рязань: Пресса, 2000. – 719 с.

Рязанская энциклопедия / гл. ред. В.Н. Федоткин. – Т. 3: (дополнительный: А – Я). – Рязань: Александрия, 2002. – 536 с.

Рязанская энциклопедия / гл. ред. В.Н. Федоткин. – Т. 4: Из истории трудовых дел земли Рязанской. – Рязань: Пресса, 2004. – 312 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



Кирилл Александрович Литвинов - главный редактор
Наталья Борисовна Акоева - научный редактор

Редакция журнала «Культурный ландшафт регионов»:

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, 1-й этаж, офис №3
Тел/факс:8 861 203 51 61
+7 905 471 31 94 (по вопросам публикации и сотрудничества)
E-mail: dpo18@yandex.ru (по вопросам публикации и сотрудничества)